Поиск Новости ...

18 декабря 2010 г.

Страсти вокруг Национального союза писателей Украины не утихают

После тайных собраний в Пуще-Озерной 29 октября 2003 существует как бы две союза. Одна проводит многолюдный съезд под открытым небом, другая - время от времени "светится" на телевидении ... О том, чем главная писательская организация страны оказалась в такой ситуации, - разговор корреспондента "ВЗ" с председателем НСПУ, народным депутатом Украины, членом фракции " Наша Украина "Владимиром Яворивским.

- Недавно председатель Верховной Рады Владимир Литвин обратился к Виктору Медведчуку с просьбой прекратить клоунаду вокруг Союза писателей ...

- Надо отдать должное Литвину. Он встретился с членами Союза. Спикер с пониманием отнесся к тому, что происходит. Его это также возмущает - как украинским, как гражданина Украины. Союз сегодня напоминает Брестскую крепость июня 1941 года. Ничего подобного с ней не происходило даже в 1937 или 1947 годах. Три месяца сотрудники организации не получают заработной платы. Уже четвертую неделю в нашем офисе отключены телефоны, одну фазу электричества. Словом, перекрыты все связи Союза писателей с обществом. Блокада такая глухая и беспросветная, что даже трудно представить, как власть может так обращаться с общественной организацией.

Большая группа депутатов, писателей, лауреатов Национальной премии им. Т. Шевченко, в частности Дмитрий Павлычко, Анатолий Димаров, Юрий Мушкетик, обратились к Президенту, спикеру и премьер-министру с требованием прекратить террор в отношении Союза. Президент до сих никак не отреагировал. Очевидно, наше обращение дошло до Виктора Медведчука и на этом уровне застряло. Что же касается Виктора Януковича, то у меня есть информация, что он планирует встретиться с членами Союза.

- Владимир, по Вашему мнению, зачем вокруг Союза вообще заварили всю эту кашу?

- Союз писателей всегда была лидером в общественной жизни страны. А писатель в Украине всегда был чуточку больше чем писатель. В Союзе писателей своего времени основывали Народный Рух Украины, Общество украинского языка, "Просветительство", Демократическую партию. Ни одна другая творческий союз не имела и не имеет столько депутатов. В первом созыве мы имели семнадцать народных избранников. Сейчас одиннадцать членов Союза - в оппозиции - в Блоке Юлии Тимошенко и в "Нашей Украиной" Виктора Ющенко, и двое - в большинстве. Такое представительство литераторов в парламенте свидетельствует о том, что хорошие времена, в политическом смысле этого слова, в Украине еще не наступили. Когда наступят - писатели сидеть за столом и писать, а не заниматься политикой.

- Съезд открытым небом, который Союз провела в Киеве 28 февраля и собравший 964 члены организации, был знаковым. Он лучше все обращения и открытые письма доказал, что есть еще порох в пороховницах ...

- У меня до сих пор перед глазами все, что происходило в тот день. Я приехал заблаговременно: волновался, соберутся люди. Аж слезы на глаза наворачивались, когда видел, как писатели - украинская элита, сходились в помещение Союза. Многие из них пришли в старых обшарпанных пальтишко, которые они носили еще в молодости. Но люди шли, полные сил и уверенности. Я был тронут, когда Анатолий Димаров и Павел Загребельный заявили, что лягут на асфальт, чтобы защитить Союз.

Мы были вынуждены провести этот съезд. Ибо, как сказал, выступая во время него, Павло Загребельный: "Я уже и не уверен, действительно ли я Павло Загребельный, ведь завтра любой районный суд города Киева может принять постановление, я не Павлом Загребельным и что мои романы действительности писал не я "... Еще один остроту Павла Загребельного сейчас гуляет Украины. Он сказал, если бы власть дала ему те деньги, которые она бросила на маленькую группку мятежников, которых водят кукольники с Банковой, то смог бы собрать такие же небольшие сборы и провозгласить, что Кучму снят с поста Президента. Ежедневно Союзом и мной лично занимаются семь человек из Администрации Президента. Возглавляет эту группу некий господин Рафальский, завотделом внутренней политики АП.

- 14 мая состоялась конференция НСПУ, во время которой члены организации вновь подтвердили Ваши полномочия. Однако Наталья Околитенко как "председатель Союза писателей" время от времени появляется на телевидении.

- Во время съезда Союза ее отстранили из рядов организации. Но, по решению суда, она смогла изготовить себе дубликат печати НСПУ ... Это все, конечно, очень вредит деятельности Союза. Чтобы насолить нам, в этом году на празднование Шевченковских дней не явился ни один представитель власти.Праздник провели в Киеве бездарно. Информация была куцая. Власти доказала, что даже по Шевченко может проехаться. А на этот праздник прибыли гости из-за рубежа. Банковские счета Союза были заблокированы. Чтобы не выглядеть папуасами, пришлось занимать деньги. Иностранцы удивлялись, что у нас и в культуре - Мукачево ...

- Какую роль в этом конфликте играет помещения Союза, на которое, говорят, власть "положила глаз"?

- Думаю, на первом месте все же война с Союзом. Если бы писатели не поддержали меня, на что власти рассчитывали, говорили бы так: вот Яворивский выступает против Президента, а в Союзе от него все отвернулись ... Но этот замысел сработал с точностью до наоборот.

Помещения Союза - на втором месте. Я собственными глазами видел один из проектов. За ним, в этом доме должна быть база для высокопоставленных московских чиновников, в том числе и Черномырдина. За домом - очень красивый дворик. Там хотят построить бассейн. Еще одна версия: в помещении Союза Кучма думает организовать собственный фонд.

- Молодые украинские писатели, наблюдая за страстями вокруг Союза, забрасывают в Ваш адрес следующее: "Яворовский себя" пиарит "...

- Я очень хотел бы, чтобы они себя "пиарили" еще сильнее, чем Яворивский. Но не таким способом. Этот "пиар" не приносит мне радости и удовольствия. Я понимаю, что в событиях вокруг Союза особую роль сыграла моя острая политическая позиция. Я вызвался быть председателем НСПУ, чтобы как-то приспособить ее к сегодняшним условиям. Признаюсь, что до съезда небом, когда свыше девятисот писателей в один голос сказали власти "Нет!", Я подумывал сложить полномочия председателя Союза. Ведь у меня немало депутатских обязанностей. После съезда я понял, что это будет с моей стороны предательством. Мы будем стоять до последнего. Сейчас дело уже в Верховном Суде.