Поиск Новости ...

18 декабря 2010 г.

Причины и последствия провала изменений в Конституцию

"Все так не будет", - говорили оптимисты. "Будет еще хуже", - убеждали пессимисты. Оптимисты в глубине души надеялись, что так называемая конституционная реформа провалится. Надежда была очень крошечной, но она теплилась. Пессимисты, похоже, смирились с неизбежным, по их мнению, победой всемогущей власти. Они поверили в мифологизации "кризисного менеджера" Медведчука, которому "все удается", и мифологизации режима, "сильный, как никогда". Оказывается, удается не все, и "все так не будет". Один - ноль в пользу оптимистов.

И противникам реформы по сценарию Медведчука-Симоненко-Мороза и сторонникам оппозиции не стоит впадать в состояние эйфории. По крайней мере глубокий. То, что Администрация Президента будет делать все, чтобы счет как минимум уравнять и восстановить утраченные позиции, нет сомнения. Попытки еще раз ставить на голосование законопроект о внесении изменений в Конституцию, видимо, будут. Недаром так упорно изыскиваются какие процедурные зацепки. Но пройдет реванш? Ведь кроме количественного проигрыша (294 натянутых всеми правдами и неправдами голосов "за" реформу), власть проиграла качественно. Она потеряла темп и упала на большой скорости, потому что слишком сильно "гнала лошадей".

Это падение было на глазах миллионной неравнодушной публики. И публика радуется - кто открыто, кто исподтишка ... Конечно, власть быстро оправится, ей не впервой. И оппозиция, которую два года непрерывно обвиняли в тактических и стратегических ошибках, наконец обрела огромную моральную победу. За полгода до президентских выборов она получила новый позитивный импульс. Теперь главное - умело этой победой распорядиться, не потерять (как два года назад) инициативы, не допустить нелегитимных попыток изменить Конституцию еще до выборов президента.

Что будет дальше? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться назад и еще раз дать четкий и всем понятный ответ на другой вопрос: для чего власть в лице главы президентской Администрации Виктора Медведчука так упорно пыталась изменить Основной Закон? Если нет шансов выиграть по существующим правилам, следует изменить правила. Власть действовала именно по этой логике. Она понимала, что шансы выиграть осенью всенародные президентские выборы равны нулю с хвостиком. Народ власть не любит, и несмотря на все старания отечественных и западных политтехнологов, несмотря на обещания поднять зарплаты, пенсии, стипендии и т.п. все равно не полюбит.Более того, у власти появился серьезный и реальный противник - Виктор Ющенко, популярность которого, опять же, несмотря на все попытки провластных политтехнологов и СМИ, не падала. Если кто не тужился, а доскакать даже до половины рейтинга Ющенко за последние годы так и не смог. Итак, власть была осознает, что всенародные выборы она проигрывает. Какой выход? Не допустить всенародных выборов. Появляется гениальная идея - конституционная реформа.Именно в Конституции указано, что Президента выбирают всенародным голосованием, и Конституция - не Библия, не святые Конституцию писали, поэтому ее можно изменить, переписать. В общественное сознание запускается мысль о необходимости усовершенствования политической системы Украины, мол, Президент после десяти лет правления понял, что полномочия, которыми он был наделен, могут привести к диктатуре. Очевидно, только огромная сила воли не позволила ему окончательно узурпировать власть. Понимая всю опасность этих полномочий, он решил застраховать своего преемника от соблазна. Назад выступил с инициативой конституционной реформы и изменения системы власти, которая в нескольких словах сводится к тому, что подавляющее большинство президентских полномочий переходит к премьер-министру, которого назначает Верховная Рада. Основная идея - якобы сбалансировать полномочия между ветвями власти. Идея, на первый взгляд, неплохая, но это лишь привлекательная упаковка. А что за ней? А за ней строилась многоходовая комбинация.Планировалось в мутной воде широкомасштабной конституционной реформы заложить принципиальное изменение - выборы президента парламентом. Не можешь выиграть по правилам, изменения правила. И архитекторы реформы, очевидно, понимали, что делать ставку только на это изменение слишком рискованно. Поэтому параллельно, как страховочные, закладывались и другие принципиальные изменения "правил игры", как передача полномочий президента премьер-министру. То есть, если номер с выборами президента в парламенте не пройдет (а он, как известно, не прошел), тогда пусть будут всенародные выборы, но будущий всенародный президент останется без весомых рычагов власти.Полномочия передаются премьер-министру, которого избирает Верховная Рада.При таких раскладах власть, по сути, ничего не теряет. Если не удается протолкнуть в ВР своего президента, протолкнут своего премьер-министра с полномочиями президента. А борьба за президентский пост в таких условиях теряет смысл.

Теперь теорию наложим на практику. Чего в окончательном варианте стремился Виктор Медведчук? По логике вещей он, очевидно, после внесения изменений в Конституцию стремился занять кресло премьера. Ведь в его законопроекте конституционных изменений предусматривалось их введения еще до президентских выборов. Вряд ли этот подарок судьбы готовили для нынешнего премьера Виктора Януковича. Можно предполагать, что если бы голосование по изменениям в Конституцию 8 апреля было успешным, следующий шаг "архитекторов" - это отставка Януковича и назначении на эту должность "успешного кризисного менеджера" Виктора Медведчука. А это прямой путь к установлению диктатуры Виктора Медведчука, который после конституционной реформы уже законным путем сосредоточил бы власть в своих руках. Понимал это Александр Мороз, который упорно способствовал (и продолжает способствовать) власти, чтобы заморозить этот режим? Конечно, понимал.Значит, для Мороза нынешняя власть является более приемлемой, чем будущая?Или Медведчук смог предложить Морозу нечто такое, от чего лидеру социалистов нельзя было отказаться и чего не смогли предложить союзники (или, скорее, бывшие союзники) по оппозиции. Как бы там ни было, Мороз пытался сыграть свою большую игру и, похоже, снова проиграл. Проиграл хотя бы потому, что потерял самое ценное, что имел, - доверие к нему.

Почему реформа провалилась? Некоторые ищут объяснения, заглядывая в церковный календарь. Мол, в "чистый четверг" на другой результат не стоило бы надеяться. Но это, конечно, только дополнительные положительные эмоции для оптимистов. Сыграл "фактор Медведчука", слишком очевидным просматривался его личный интерес, и этого не могли допустить люди, Медведчука, мягко говоря, не любят. Эта нелюбовь перевесила даже инстинкт самосохранения, который тоже Медчедчук так "любовно" лелеял у депутатов большинства. Любое действие вызывает противодействие. Реформе завалила не оппозиция, которая, конечно, тоже не сидела сложа руки. Но ее потуг - политических, идеологических и даже финансовых - оказалось бы недостаточно. Политическую реформу завалили личные враги Медведчука при молчаливом содействии Виктора Януковича, который после реформы должен быть отброшен на политический маргинес. Такая перспектива ему не улыбалась, поэтому Янукович, который месяц назад в Верховной Раде получил гарантию неприкосновенности как премьер минимум до президентских выборов, решил эту синицу из рук не выпускать. Именно часть "донецких депутатов" и избранники, лично приближенные к премьер-министру, демонстративно проигнорировали судьбоносное голосование. Пятеро депутатов из фракции "Регионы Украины" отсутствовали, двое - не голосовали за реформу.Среди них такие знаковые депутаты, как регионал Сивкович и внефракционный Тополов, которые, очевидно, без санкции Януковича вряд ли пошли бы на демарш против Медведчука. А они не просто пошли на демарш, а вели активную антиреформаторську политику. Более того, по неофициальной информации, некоторые "донецкие" даже платили большие деньги коммунистам, чтобы они не прибавили за реформу пару-тройку голосов. Говорят, коммунисты согласились, и, по традиции, кинули "донецких" (деньги, правда, якобы вернули). Среди коммунистов не проголосовал только Борис Олийнык, и он, говорят, личный друг Сивковича. Как и социалист Карнаух. Из личного нелюбви к Виктору Медведчуку не голосовали за его светлое будущее и такие знаковые политики, как Дергачи - отец и сын, и некоторые другие, которым ломали хребты и выкручивали руки. Они просто отомстили ...

Что дальше? Власть все еще находится в состоянии растерянности и не знает, дожимать реформу любой ценой и как это теперь делать. Ставить снова на голосование? К насильственным методам не привыкать, и каким будет результат?Он может быть еще хуже. Ведь теперь в Верховной Раде появилась каста депутатов, которые первыми преодолели в себе страх. Они могут стать примером для подражания. Очевидно, такие расклады повлекут за собой некоторое перегруппировки сил в парламенте, и можно ожидать создания новой самостоятельной фракции, оттянет на себя часть большинства. И чем ближе к выборам, тем больше вероятность, что трещина в большинстве будет углубляться. В условиях разбалансировки "большевистского" монолита сложно снова пытаться протолкнуть изменения в Конституцию. Можно опять подставиться.

Значит, выход для власти один - идти на президентские выборы. Наконец, не все так печально. У власти есть свой кандидат - Виктор Янукович (разговоры о кандидування Кучмы вряд ли серьезные. Премьер уже полгода ведет скрытую избирательную кампанию, говорят, даже рейтинг его растет. Виктор Медведчук может объединиться со своим "могильщиком" ради общей цели. Известно, что в политике нет вечных врагов и друзей, есть вечные интересы. Интерес Януковича и Медведчука - сохранить власть. В руках Медведчука - все ключевые должности, в частности свой парень председатель ЦИК. В распоряжении властей почти неограниченный медиаресурс. Если это все умножить на неограниченный финансовый ресурс Януковича, то можно смело побороться за президентство.Конечно, никто победы не гарантирует, но никто не гарантировал и победы над Конституцией.